Воронеж, ул. Кирова, 4
Пн-Пт: 8:30-19:00
Сб.: 8:30-16:00
Карта проезда

Главная Статьи Как эволюционировали офисы?

Как эволюционировали офисы?

За последние 50 лет офисное пространство претерпело значительные изменения. Дизайн офисов прошел довольно интересный путь эволюции. О нем будет рассказано в данном небольшом обзоре, основанном на реальных событиях прошлого, в том числе довольно далекого.

Это сегодня в каждом помещении делового центра наблюдается обилие всевозможной техники, которая позволяет эффективно работать практически из любой точки мира. Ноутбуки, планшеты, сотовые телефоны и, кончено же, всемирная сеть Интернет – все это позволяет быть при необходимости на связи 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. Вследствие этого присутствие в офисе зачастую оказывается не обязательным вовсе. Да и комфорта на рабочих местах тоже прибавилось.

А вот раньше, т.е. в минувшем веке, дела обстояли иначе. Проектирование мест для работы было подчинено одной-единственной цели: максимально плотно «упаковать» машинисток и простых работников, чтобы они могли выполнять свои обязанности. О комфорте сотрудников тогда никто особо и не думал.

За минувшие полвека офисный дизайн из сугубо утилитарного подхода при минимизации издержек эволюционировал к процессу более культурному и творческому. Сегодня при обустройстве рабочих мест особое внимание уделяется не только достижению максимальной продуктивности и эффективности, но и благополучию каждого сотрудника, а также созданию оптимальных условий для творчества.

За много веков до…

Вообще история первых офисов и, соответственно, офисного дизайна началась еще в Древнем Риме (!). То были помещения, где велась государственная служба. Далее аналогичная ситуация на протяжении многих веков наблюдалась по всей Европе.

Что касается отдельных зданий под офисы, то они появились лишь в начале 18 века, когда Британская Империи с особой активностью развивала торговлю в собственных колониях. Естественно, для управления этим крупномасштабным процессом потребовался достаточно большой штат специалистов, для размещения которого в Лондоне было построено отдельное здание, ныне известное как Управление Старого Адмиралтейства. Оно открыло свои двери для сотрудников и посетителей в 1726 году. Специалисты этого учреждения занимались обработкой огромного числа документов, которые присылал королевский флот. В здании был предусмотрен зал заседаний адмиралтейства, используемый по настоящее время, а также несколько конференц-залов.

Спустя всего 3 года, т.е. в 1729-ом, состоялось открытие другого важного для истории задания - Ост-Индского дома на Лиденхолл-стрит, что тоже в Лондоне. Это строение являюсь штаб-квартирой Ост-Индской торговой компании.

Каковы были принципы обустройства создаваемых в нем рабочих мест? Тут есть смысл процитировать выдержку из официального отчёта правительства касательно планировки офисных помещений. В этом документе сказано: «Для умственной работы требуются отдельные комнаты, дабы человеку не мешали; но для выполнения более механической работы целесообразно размещать в одной комнате сразу нескольких клерков, пребывающих под надлежащим надзором».

Офисы открытой планировки и «тейлоризм»

Офисы открытого типа (то, что стало едва различимым прообразом нынешнего «open space») начали внедряться и сравнительно быстро набирать популярность в начале XX века. Обустраивали их, исходя из «тейлоризма» - принципа, названного по фамилии его разработчика Фрэнка Тейлора.

Целью разработки являлось максимальное повышение производственной эффективности. Критики в адрес Тейлора и его принципа было впоследствии очень много, поскольку социальные и человеческие факторы во внимание взяты не были. Фокус был направлен исключительно на повышение трудовой производительности.

Примерно в этот же период на территории городов США и Великобритании стали возводиться небоскребы, назначение которых состояло в размещении сотрудников множества компаний. Появление данного архитектурного явления было обусловлено существенным техническим прогрессом. К этому моменту электричество было не только изобретено, но и получило массовое распространение в виде электросетей. Системы освещения и кондиционирования воздуха столь же уверенно вошли в жизнь офисных работников. А что касается повсеместного распространения телеграфа, данное изобретение избавило от необходимости располагать офисы радом с производственными объектами: заводами, фабриками, сельскохозяйственными территориями, складами и т.д.

Эволюция планировки «open space»

Далее внешняя и внутренняя архитектурная концепция как небоскребов, так и прочих коммерческих зданий продолжала претерпевать существенные позитивные изменения. В ходе офисной эволюции появились более просторные помещения, представляющие собой разнообразные комбинации отдельных кабинетов и рабочих мест открытой планировки. При этом были предусмотрены как зоны непосредственно для работы, оснащенные пишущими машинками, так и для кратковременного отдыха: все чаще стали оборудоваться отдельные кухни либо корпоративные столовые для персонала.

Символом этой новой вехи в обустройстве рабочих мест стало открытие офиса компании Johnson Wax в 1939 году. По проекту Фрэнка Ллойда Райта были созданы рабочие помещения открытой планировки, где было уделено должное внимание качеству освещения, комфортной цветовой гамме (были использованы преимущественно теплые тона) и снижению уровня шума за счет пробковых потолков.

Явление Burolandshaft

С началом Второй мировой войны развитие офисного дизайна остановилось. Очередное значимое изменение случилось лишь в начале 1960-х, когда ведущими странами была приняты во внимание новые социально-культурные веяния.

Так, например, появился стиль офисного дизайна под названием Burolandschaft, что в переводе с немецкого означает «офисный пейзаж». Суть данной концепции состояла в минимизации жесткого подхода к планировке офиса, ставя в приоритет удовлетворение потребностей сотрудников. Как результат, рабочее место обрело большую открытость, а также были созданы оптимальные условия для командного взаимодействия. Кроме этого система перегородок была заменена на живые растения, делающие зонирование более естественным и ненавязчивым.

Господство «Кубических ферм»

Достаточно депрессивным периодом в истории офисного дизайна стали 80-е годы минувшего века. Из-за кризиса в экономике фокус работодателей (а вместе с ними и дизайнеров) сместился в пользу рентабельности.

Компании начали дружно экономить офисное пространство, следствием чего стало появление моды на самые дешевые перегородки. Выглядело это так: каждый сотрудник был посажен в очень тесную кабинку, коих в одном большом пространстве зачастую было несколько десятков. И между ними постоянно ходил руководитель с целью все контролировать и, как тогда казалось, поднимать эффективность труда.

По факту же высота перегородок буквально изолировала работника от коллег. Через такое ограждение нельзя было увидеть, что происходит вокруг, даже встав в полный рост. А у особо впечатлительных работников были даже зафиксированы приступы клаустрофобии и впадение в депрессивное состояние.

Конечно же, ни о какой трудовой продуктивности в таких условиях речи быть не могло. Люди буквально «перегорали» на работе.

Современность

Вышеназванные кабинки главенствовали в офисах довольно долго. Однако технологии не стояли на месте, а потому со временем подобный подход к обустройству рабочих мест начал терять свою популярность.

v

Офисные сотрудники становились все более мобильными, что породило необходимость создавать для них более гибкие условия работы. Так, например, с появлением интернета и мобильных устройств люди перестали быть привязаны к определенному рабочему месту. В свете этого прогрессивно мыслящие руководители компаний стали предусматривать для сотрудников возможность работать из любой точки офиса и даже вне его стен. А что касается дизайна офисных пространств, то он стал приобретать все большую уютность, красоту, функциональность и демократичность. Как раз эти тенденции мы сегодня и наблюдаем.

А что будет дальше? Время покажет!


Читайте другие статьи:

Как выбрать деловой центр для своего бизнеса? Как выбрать деловой центр для своего бизнеса?

Каждый вид предпринимательской деятельности имеет индивидуальные нюансы и, соответственно, требует особых условий для развития. Вместе с тем, существует ряд универсальных критериев...

Что такое «злачные места» в офисе и нужно ли их ликвидировать? Что такое «злачные места» в офисе и нужно ли их ликвидировать?

Прежде чем рассматривать вопрос необходимости ликвидации «злачных мест» в офисе, необходимо первым делом полностью осознать, что это такое...

Как сделать свое рабочее место удобным и безопасным? Как сделать свое рабочее место удобным и безопасным?

Как думаете, с людьми каких профессий наиболее часто происходят несчастные случаи? Первое, что обычно приходит на ум, это строители, шахтеры, спасатели и прочие представители «опасных» видов деятельности.

Поздравляем сотрудников «Фридом Финанс» Поздравляем сотрудников «Фридом Финанс»

Поздравляем инвестиционную компанию «Фридом Финанс» и, в частности, официальное представительство в городе Воронеж с важнейшим профессиональным праздником – Днем финансиста.


Обратный звонок
Номер телефона
Как к вам обращаться
Нажимая на кнопку «Заказать звонок», Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Спасибо!

В ближайшее время наш
консультант свяжется с Вами.